«Зеленый пожар» в алтайских лесах

Управление лесами Минприроды Алтайского края провело пресс-конференцию с участием филиала ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса Алтайского края», посвященную увеличению численности сибирского и непарного шелкопряда в лесах Алтайского края.

8s.jpg
Мероприятие открыл Сергей Лиясов, начальник отдела охраны и защиты лесов управления лесами Минприроды Алтайского края. Спикер отметил, что погодные условия в регионе, сложившиеся в текущем году повлияли не только на пожароопасную, но и на лесопатологическую обстановку. Цель сегодняшнего мероприятия - через средства массовой информации донести и прояснить для жителей региона ситуацию, сложившуюся в лесах Алтайского края в связи с резким подъемом численности насекомых-вредителей.

«В последние годы леса Алтайского края несколько раз подвергались так называемому «зеленому пожару», вспыхивающему вследствие массовых размножений хвое- и листогрызущих насекомых.
Подобные вспышки, носящие характер пандемических, возникали в течение последних 60-ти лет неоднократно: в 1963 году на площади 89 тыс. га, в 1972 году – 488 тыс. га, в 1980 году – 117 тыс. га, в 2003 году – 342 тыс. га, в 2015 году – 373 тыс. га.
В текущем году, ввиду весенне-летних засух последних лет (2019 – 2022 годы), зафиксирована вспышка сибирского шелкопряда в государственной лесозащитной полосе и непарного шелкопряда в колочной лесостепи северо-западной части края.
В пяти лесничествах края наблюдается рост сибирского непарного шелкопряда на площади около 1000 га, гусеницы которого способны повредить около 20 видов хвойных деревьев. В основном это лиственница, пихта, ель, кедр. Наиболее сложная ситуация складывается в государственной полосе Шипуновского лесничества, где наблюдается резкое увеличение численности непарного шелкопряда. Менее подвержены объеданию вредителя лесные насаждения в Лебяжинском, Волчихинском, Новичихинском и Знаменском лесничествах. Вспышки массового размножения сибирского шелкопряда по наблюдению лесопатологов синхронизированы с весенним, летним пиками, засухами – в целом привязаны к погодным условиям.

Параллельно в лесах региона наблюдается вспышка непарного шелкопряда. Надо отметить, что гусеницы объедают листья уже с деревьев любых лиственных пород – более 300 видов: береза, осина, дуб, липа, яблоня, слива и другие. Вспышка наблюдается в Знаменском, Баевском, Кулундинском и Панкрушихинском лесничествах»- проинформировал Сергей Лиясов.
Однако, спикер отметил, что по мнению научного сообщества, береза обладает высоким уровнем устойчивости к однократным объеданиям вредителем, поэтому процент усыхания деревьев не превысит 2-5 %. Лесные культуры должны восстановиться.

Подробно о лесопатологической ситуации в лесах Алтайского края рассказала директор филиала ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса Алтайского края» Лариса Капустина. Она отметила, что сибирский шелкопряд, в отличии от непарного, повреждает только лиственницу. При этом, насекомое относится к видам вредителей лесов с максимальной вредоносностью. Темнохвойные породы (ель, пихта, кедр) усыхают в первый же год повреждения, лиственница переносит одно-двукратное повреждение.

В государственной защитной полосе очаги сибирского шелкопряда действуют по хроническому типу с 70-х годов прошлого столетия. В среднем раз в 4 года проводятся аэрозольные обработки для защиты деревьев от повреждения. Последняя обработка проводилась в 2012 году, после чего наблюдался длительный период депрессии популяции. В настоящее время рост численности также связан с засушливыми условиями последних вегетационных периодов».

Начальник информационно-аналитического отдела филиала ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса Алтайского края» Елена Самусенко акцентировала внимание на том, что человеческий взгляд на ситуацию кардинально отличается от экологического:
«Да, нам неприятно, что деревья стоят обнаженные в разгар лета, но они же восстановятся. «Непарник» очень активно мигрирует на стадии бабочки, гусеницы. Это эволюционное приспособление приводит к тому, что одни и те же лесные участки не повреждаются постоянно из года в год. Этот вредитель работает очень щадяще для насаждений. С одной стороны, из-за биологии вредителя, а с другой стороны, из-за невозможности тотально накрыть весь очаг по причине того, что здесь намешаны и лесные насаждения, и насаждения на территориях муниципалитетов, земель запаса и иных, граничащих с лесным фондом. Мы не можем ни назначать, ни проводить обработки на этих территориях – только в лесном фонде. Получается, обработка по непарному шелкопряду фрагментарная, а эффективность низкая, поэтому проводить истребительные мероприятия экономически не выгодно».

Сегодня Минприроды региона совместно с Центром защиты леса Алтайского края ведет постоянный мониторинг лесопатологической обстановки. О данной ситуации уже проинформировано Федеральное агентство лесного хозяйства и Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. В сентябре текущего года будут проведены более детальные учеты численности вредных организмов по результатам которых будут приняты соответствующие решения.
В случае принятия положительного решения о проведении истребительных мероприятий должны быть подготовлены соответствующие обоснования и направлены в Рослесхоз для выделения средств на проведение истребительных мероприятий в 2023 году.

Материал представлен Департаментом лесного хозяйства по СФО

Пресс-служба Рослесхоза